История прихода

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА 

    По сведениям на 1925 год в с. Самарском существовало только Свято – Духовная церковь, относившаяся к благочинию I Ростовского округа Екатеринославской епархии (выяснить, что произошло с церковью во имя святого Николая Чудотворца не удалось, так как клировые ведомости на церкви Екатеринославской епархии в госархив на сохранение не поступили). Сведения о церкви села Новониколаевка, входившей также в Ростовское благочиние, в госархиве не обнаружены. Однако, в фонде Донской духовной консистории отложились метрические книги Николаевской церкви села Новониколаевка за 1850 и 1880гг.

    Свято–Духовская церковь села Самарского была построена 50-х годах ХIХ в. Это была деревянная однопрестольная двухклирная церковь. Иконопись была простой, произведенной по белому полю. В склепах церкви были погребены священники отец Стефаний и отец Родион (сведения 1905 года).

    К церкви была пристроена колокольня из жженого кирпича. Колокола отлиты без церковных изображений и все имели била. Вокруг церкви была устроена железная решетчатая ограда с железными воротами на кирпичном фундаменте, ворота на кирпичных столбах.

    Церковный причт первоначально состоял из священника и псаломщика (Иоан Иванов). Позднее, в начале 20 века было два священника (о. Автаном Иванов и о. Фёдор Зайцев), псаломщик (Алексей Башинский) и дьякон (Иоанн Иванов). Церковный причт от сельского общества земли не получал, а содержался из пожертвований прихожан кроме денежного вознаграждения за отправляемые требы, ежегодно и единично зерновым хлебом по состоянию и желанию прихожан.

    Престольным днем считался второй день Святой Троицы и праздновался очень торжественно. Все прихожане накануне готовились к приему гостей, приезжавших из окрестных сел. Пеклись постные и скоромные пироги, варились щи, жаркое и компот или узвар из сухих груш и вишен. По окончании всенощной ужинали, а в престольный день, по окончании литургии обедали. В начале ужина и обеда всегда подавался частями канун из мёда и сухого варёного риса. После подавались основные блюда. Затем старики отдыхали, а молодёжь отправлялась на окраину села гулять, там же устраивались игрища.

    К престольному дню съезжались из окрестных мест торговцы обувью, бакалейными товарами, мануфактурными и галантерейными изделиями. Около храма устраивались продавцы виноградных вин и хлебного кваса.

    Церковная площадь представляла собой базар, торговля на котором начиналась в 2-3 часа дня накануне праздника и заканчивалась с выходом прихожан из церкви по окончании литургии.

   Храм был разрушен в 1931-1932 годах. Из камней разрушенного храма была построена больница, ограда церковного парка сохранялась ещё около 30 лет. Сейчас это территория Самарской СОШ №1. Храм Николая Угодника находился на  старом кладбище села по переулку Колодезный (на месте стадиона) и существовал до хрущевских времен.

  Когда в 90х годах решался вопрос об отведении места под строительство будущего храма в селе, то было решено отвести его по переулку Первомайский. Здание заготконторы приспособили для совершения молебствий и в 1991 году храм был открыт. На пожертвование сельчан выбрали проект храма и начали возводить стены нынешнего храма. К 1998 году была только кирпичная кладка стен. С 1991 по 1998 год настоятелями храма были иерей Игорь (Дьячек), иеромонах Амвросий (Винник), иерей Алексей (Чумак), протоиерей Анатолий (Комар), протоиерей Дмитрий (Соболевский)иерей Валерий (Гальченко). С 1998 года настоятель храма иерей Иаков (Ольховатов). 

  В 2005 году был совершен крестный ход из храма Святой троицы города Азова с Азовской иконой Божьей Матери в храм Святой Троицы села Самарское посвященный 365 летию знаменитого азовского сидения казаков. Крестный ход завершился молебном внутри стен строящегося храма. 

  В 2007 году был установлен купол храма, а годом позднее был установлен купол над колокольней. 

  4 апреля 2010 года прошло первое Пасхальное богослужение в стенах нового храма. С 7 апреля 2012 года службы постоянно ведутся в построенном храме.

  Интересные фотографии находятся в разделе «Фотогалерея».

Комментирование запрещено